Использовать антифриз розового цвета на всех автомобильных заводах Hyundai-KIA стали с августа текущего года. На автозаводе "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" - с ноября. Спецификация антифриза не изменилась:
MS 591–08 и соответствует требованиям стандарта KS M 2142.
Какие антифризы используются в корейских автомобилях и почему?
В 1960-х годах в Европе и Северной Америке широко использовались охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля, в которых основными ингибиторами коррозии были соли бора, или бораты — доступные неорганические присадки, хорошо работающие с распространенными чугунными блоками и другими железосодержащими компонентами (аналог этих жидкостей — классический “Тосол”). Похожие антифризы с боратами использовались и в Японии, но наибольшее распространение вскоре получили охлаждающие жидкости стал на основе этиленгликоля и этаноламина, в которых в качестве ингибиторов применялись уже фосфаты. Согласно исследованиям, амины и фосфаты значительно лучше защищали алюминиевые компоненты двигателей от коррозии, что и было закреплено стандартом BS3150.
В Европе и США алюминиевые двигатели стали широко применяться в 1970-х годах, но инженеры пошли другим путем, сосредоточившись на применении силикатов в качестве ингибиторов для защиты алюминия от коррозии. В то же время, в Японии избегали использования силикатов из-за их негативного воздействия на материалы уплотнителей водяного насоса, а также гелеобразования, что также могло негативно повлиять на работу помпы. Вскоре использование боратов в Азии было прекращено. Именно тогда создание антифризов для Европы/Северной Америки и Японии/Азиатского региона пошло по разному пути, с точки зрения технологий ингибиторов. Но, конечно, несмотря на определенные конструктивные различия в конструкции ДВС и систем их охлаждения, в части применяемых материалов, японские производители во многом зависели и от европейских и американских требований. Так, еще в конце 1970-х годов японские производители автомобилей избегали использования нитритных антифризов из-за принятых в Северной Европе в Швеции мер по борьбе с нитрозамином. Последующий переход на нонаминовый антифриз был обусловлен принятыми в Норвегии в 1987 году нормами по триэтаноламину.
Результатом стала разработка лобридных охлаждающих жидкостей на основе фосфатов и органических кислот P-OAT, широко используемых не только японскими, но и корейскими производителями, разработки которых во многом основаны на японских технологиях. Использование охлаждающих жидкостей на основе фосфатов и органических кислот позволило кратно увеличить срок службы охлаждающих жидкостей, например, с полугода (на тяжелых грузовиках) до 7-10 лет.
Применительно к корейскому автопрому, в самом начале этого пути партнером Hyundai Motor Group (равно как и других национальных марок, стала химическая компания Kukdong (KD Finechem). Первым продуктом в 1976 году стал силикатный антифриз А-202, соответствующий корейскому стандарту KS M2142. Срок службы такой ОЖ составлял классические 2 года или 40 тысяч км. Следующая разработка (1987 г.) — гибридный антифриз с содержанием фосфатов, но без боратов и аминов, был разработан специально для автомобилей Hyundai и KIA (спецификация Hyundai/Kia MS 591-08). Срок службы составлял 3 года или 60 000 км. Появившийся в 1995 году фосфатный антифриз А-105 уже не содержал бораты, силикаты, амины, нитриты или нитраты, и обеспечивал срок службы в 5 лет или 100 000 км. Следующая модификация произошла только в 2007 году, когда инженерами Kukdong был разработан лобридный фосфатно-карбоксилатный антифриз А-110, все также соответствующий спецификации MS591-08, но с улучшенными характеристиками, и увеличенным до 210 000 км или 10 лет сроком службы. Данные оригинальные антифризы выпускаются не только в Южной Корее — в том числе, по лицензии в ряде стран, где было развернуто производство автомобилей марок Hyundai и Kia — в частности, и в России (на заводе “Техноформ”).
Почему нужно заливать правильный антифриз в корейские автомобили?
Как я уже не раз говорил, при выборе антифриза первичны именно требования конкретного автопроизводителя. Соответствие им и получение официального допуска — единственная полноценная гарантия безопасной и надежной работы антифриза в конкретном двигателе. Этому предшествует множество сложных и дорогостоящих тестов, ведь автопроизводитель несет ответственность за эффективную и беспроблемную работу двигателя в течение гарантийного срока. Охлаждающие жидкости годами разрабатываются под определенные двигатели и требования, а потом проходят многолетние лабораторные, стендовые и ходовые испытания, при успешных результатах которых получают или не получают официальные допуски автоконцернов. Присадки должны не только выполнять свои защитные функции, но при этом не должны конфликтовать с компонентами двигателя, т.е. должны находиться в тонко настроенном балансе друг с другом. Поэтому любое отклонение от заводских требований в том числе по содержанию того или иного компонента (тех же фосфатов) может привести к непредсказуемым последствиям. Вместе с тем, не все продаваемые в России антифризы, обозначенные как аналог А-110 для корейских автомобилей, “одинаково полезны”, как и показали лабораторные анализы.
Можно ли заливать в корейские автомобили не-фосфатные антифризы?
В случае отдельных марок корейских автомобилей лучше всего применять именно оригинальные охлаждающие жидкости, или жидкости, советующие по уровню качества или составу оригинальным. Это бывает отражено и в руководствах по эксплуатации, но, к сожалению, не всегда эти слова сохраняются в адаптированных на русский язык (часто наши переводчики «удаляют» часть информации для упрощения).
По мнению специалистов, для автомобилей KIA и Hyundai лучшим решением будет применение рекомендованного фосфатного антифриза типа А-110, благо, данный продукт даже в текущих условиях производится с оригинальным корейским пакетом присадок, не является дефицитным и его легко найти на полках магазинов и на маркетплейсах. Вместе с тем, если мы расширим диапазон марок, то изменение типа охлаждающей жидкости может допускаться и самим производителем — например, в свое время после покупки компанией GM автомобильная марка Daewoo перешла на другие технические жидкости, в частности, Dex-Cool – 100% OAT охлаждающую жидкость. Что было прямо отражено в соответствующей технической литературе, и ничего страшного не случилось.
В принципе, любые 100% органические карбоксилатные составы действительно универсальны и в теории подходят к любым корейским автомобилям. Ничего страшного случиться не должно, если антифриз качественный.
Но ведь речь идет не о том, что двигатель взорвется, если залить в него неправильный антифриз. А о том, чтобы жидкость эффективно прослужила весь рассчитанный, подтвержденный автопроизводителем срок эксплуатации до плановой замены и при этом никак не навредила системе. Многие «болячки» серьезно проявляются лишь спустя несколько лет, когда что-то делать уже поздно.
Уже не раз говорил о том, что на тип рекомендованного производителями антифриза влияют традиционные региональные особенности, специфика автомобилестроения и компонентной базы. Состав различных сплавов, которые используются в элементах системы охлаждения, действительно может отличаться в зависимости не только от страны производства, но и от конкретной марки. Более того, речь идет не только о металлах, но еще и о различных пластиках и резинах, используемых в соединениях и патрубках. Для их защиты могут требоваться специфичные компоненты пакетов присадок, вводимые производителями оригинальных жидкостей.
Другими словами, если для вашего корейского автомобиля Hyundai или KIA рекомендована охлаждающая жидкость А-110 — лучше заливать именно ее. Если обязательно необходимо заменить антифриз, но А-110 в доступе нет, то можно, в качестве более краткосрочного компромиссного решения, выбрать и универсальный 100% карбоксилатный антифриз с серьезным пакетом присадок — желательно, подтвержденным лабораторными тестами.
Помните — не все антифризы одинаково полезны для вашего авто, чтобы не было написано на этикетке